Как крупнейший европейский автоконцерн Volkswagen переживает убытки в 2025 году — от стратегической переориентации дочерней Porsche до американских пошлин, и какие шаги предпринимаются для выхода из кризиса.
Volkswagen Group (далее — «Группа») переживает непростой период: по итогам третьего квартала 2025 года — операционный убыток порядка €1,3 млрд. При этом на годовом уровне потери могут составить свыше €5 млрд из-за сочетания факторов: стратегического пересмотра бренда Porsche и повышенных пошлин на импорт в США.
Разберём подробно причины, текущую ситуацию и пути, по которым группа пытается выйти из кризиса.
Содержание:
Причины кризиса
1. Коррекция стратегии Porsche
Бренд Porsche, контролируемый Volkswagen (более 75 % акций), решил отложить масштабное внедрение электромобилей и сделать ставку на гибридные и бензиновые модели. Это решение в совокупности с оценкой гудвилла привело к значительным расходам.
Группа отметила, что за первые девять месяцев 2025 года специальные статьи (charges) по Porsche составили порядка €4,7 млрд.
Если бренд Porsche спустя время встаёт на более консервативный путь, это создаёт напряжение: с одной стороны — ожидания электромобильной трансформации, с другой — реалии рынка и рентабельность.
2. Пошлины США и давление на маржу
Американские импортные пошлины, направленные на европейские автомобили, стали серьёзным ударом. Volkswagen сообщает, что пошлины и связанные расходы могут стоить группе до €5 млрд за год.
Финансовый директор группы Arno Antlitz подчеркнул, что эффект пошлин «день за днём, неделя за неделей» отражается на цепочках поставок и производстве.
3. Снижение продаж и проблемы на ключевых рынках
– Продажи в Китае: поставки группы в Китае сократились на 7 % в Q3.
– Электромобили (BEV): несмотря на рост в целом (+33,1 % за квартал), в Китае продажи EV-моделей Volkswagen резко упали.
– Кроме того, изменение модельного микса и рост доли низкомаржинальных электромобилей негативно сказываются на прибыли.
4. Дефицит полупроводников и цепочек поставок
Группа предупреждает, что «достаточная доступность полупроводников» является предпосылкой для выполнения прогноза на 2025 год. Торговые ограничения, связанные с Китаем и Нидерландами, влияют на поставки и могут вызвать остановку производств.
Что делает группа для выхода из кризиса
Усиление программ по эффективности и снижению затрат
Volkswagen усиливает программы повышения эффективности, оптимизации фиксированных расходов, использования синергий между брендами и регионами.
Также делается упор на ускоренный запуск новых моделей и использование глобальных платформ, чтобы улучшить экономику производства.
Пересмотр продуктовой линейки
Группа продолжит обновление модельного ряда, в том числе с акцентом на электромобили и доступную «Electric Urban Car Family» с 2026 года.
Также бренд Porsche сделал стратегический откат, что позволяет Volkswagen перераспределить ресурсы и снизить риски.
Географическая и производственная реорганизация
Чтобы смягчить влияние пошлин, рассматривается расширение локального производства в США, включая заводы под брендом Audi / Volkswagen, с целью снижения зависимости от импорта.
Также усилено внимание к рынкам, где результаты стабильны или растут (Европа, Латинская Америка) — они используются как «буфер» в период спада.
Какой прогноз?
Группа сохраняет прогноз на полный 2025 год: выручка на уровне предыдущего года, операционная рентабельность (return on sales) в диапазоне 2–3 %.
Однако реализация прогноза крайне зависима от внешних условий: доступности полупроводников, развития геополитических пошлин, динамики продаж в Китае и США.
Ситуация у Volkswagen сложная, но не безнадежная. Убытки и давление на маржу серьёзны, однако группа уходит от паники — предпринимает шаги по исправлению курса: от снижения затрат до коррекции продуктовой стратегии и географической диверсификации.
Если улучшится доступность комплектующих и будут достигнуты договорённости по пошлинам, у Volkswagen есть шансы стабилизироваться и вернуться к более устойчивой прибыли.
